О Белогорском монастыре

История Белогорья начинается с 1890 года, когда миссионеру Стефану Луканину было поручено найти место в районе Юго-Кнауфского и Бымовского заводов место для устройства православного монастыря, так как исторически так сложилось, что большинство населения этой местности были старообрядцы. И 8 июня 1890 года Стефан Александрович Луканин со своими сподвижниками в период светлых уральских ночей совершили первое восхождение на белую гору. Позднее в воспоминаниях он напишет: « Поднялись в 2 часа утра, дивная местность и очаровательный вид на все четыре стороны света, настолько поразили меня я только и упрашивал товарищей, дайте мне топор, и срубим крест, и поставим на сие благословенном месте».

 

Крест был установлен из свежесрубленных березовых жердей. А в 1891  году во время путешествия по Японии цесаревича Николая Александровича на него было совершено нападение японского воина, будущий царь Николай II успел уклониться и удар мечом прошел вскользь, сохранив жизнь, но оставив шрам на всю жизнь. И в честь спасения, по инициативе Стефана Луканина, крест был освящен царским. Впоследствии на этом месте установят крест из мачтовой сосны высотой 10,5 метров, который простоит около 10 лет и рухнет 23 апреля 1901 года, 14 сентября этого же года на Мотовилихинcких заводах изготовлен и установлен металлический крест на средства купца Жирнова. Ныне восстановленный в 1998 году копия того креста.

Храм первенец установлен на Белой горе в 1894 году, и 28 февраля состоялось его торжественное освящение, храм был перестроен из деревянного пятистенка, купленного у бымовского крестьянина, а уже через год в июне 1895 года на Белой горе состоялось торжественное освящение храма красавца Иверской иконы Божией Матери. Этот храм, построенный в форме корабля, имеющий летние террасы похожие на палубы, уже через несколько лет не смог вмещать всех паломников, и в 1902 году было принято решение строить новый каменный соборный храм. Освященный, в июне 1917 года. Руководил строительством инженер Артемов по альбомам архитектора Тона, который в свое время строил храм Христа Спасителя, и если посмотреть внимательно на Крестовоздвиженский собор, по архитектуре он схож с храмом Христа спасителя в Москве. На тот период это был третий по своим размерам в России собор, после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Оснащенный, по тем временам современнейшим отоплением и освящением, вымощенный метлахской плиткой. Храм по проекту имел правильное геометрическое построение в длину, ширину и высоту без звонницы составлял 55,25м.  По фактическому построению есть небольшие отклонения ширина — 55, высота — 58,4, длина со звонницей — 60,2. Собор состоит из нижнего подвального храма, основного храма, двух балконов для певчих и подкупольной галереи. Храм венчают 5 больших и 4 малых купола. На торжественном освящении храма 7-9 июня присутствовало более 8 тысяч человек. На торжественное богослужение пришли три крестных хода из Кунгура, Перми, Мотовилихинских заводов. На тот период это крупнейший монастырь Пермской епархии, имеющий более 40 десятин земли, 100 коров и 40 лошадей, 9 прудов с рыбными уловами. Белогорские мастера славились недорогой и добротной мебелью, славилась и фотомастерская. При монастыре работало более 17 ремесел: сапожное, кузнечное, слесарное, столярное, имелась церковно-приходская школа, больница, аптека, библиотека, типография, мастерская по золочению иконных риз. Белогорские иконописцы владели несколькими стилями иконописи: греческим, византийским, фряжским. При монастыре было два странноприемных дома или гостиницы. В которых каждый паломник обеспечивался бесплатным проживанием и питанием в течение трех дней, затем он выбирал или участие в трудовой жизни монастыря или продолжение паломничества.

В 1918 году для монастыря наступили черные дни, как и для всей нашей местности, линия фронта гражданской войны два раза проходила по нашей местности, четыре раза в селе менялась власть. Белый террор сменялся красным террором. В этом страшном военном горниле очень сильно пострадал Белогорский монастырь. Первой потерей явился арест настоятеля монастыря Варлаама. Под видом приглашения на собрание в Юго-Осокинский завод его арестовывают, и отправляют в г.Оса — уездный город. Далее на барже отправляют в Пермь. Описывают и вывозят ценности монастыря. Вторая опись состоялась в 1924 году, которая была более похожа на разграбление, более 100 насельников было арестовано и отправлено на рытье окопов и другие работы, остальные успели разбежаться. Пермский губисполком принял решение о ликвидации монастыря. Многие годы монастырские здания занимали лагерь для спецпереселенцев, дом престарелых, а после войны психоневрологический интернат до 1986 года. Несколько лет здания пустовали, в этот период произошел пожар, уничтоживший центральный купол храма. В 1990 году пермский облисполком принял решение о передаче всех зданий монастыря пермской епархии. С этого периода началось восстановление монастыря. 15 апреля наместником монастыря стал игумен Варлаам 2, который приложил огромные усилия по восстановлению монастыря не только в хозяйственной, но и в духовной деятельности, и положил на эти цели свою жизнь, в результате тяжелой болезни он умер. В 1998 году его причислили к лику святых.

Заказать звонок
+
Жду звонка!